"Мир непрерывно меняется, становится все сложнее, стремительное развитие науки  и технологий - все это требует непрерывного обучения, постоянного совершенствования человеческих способностей и профессиональных навыков"                                                                                                                                                       Д.А. Медведев

Работа по теме самообразования

    Комплексная система работы с детьми ОВЗ по развитию связной речи, основанная на модернизации и комбинировании элементов технологий речевого развития.

 

Модель предметно- развивающего пространства, отвечающая современным требованиям ФГОС ДО и позволяющая внедрить элементы технологий развития связной речи в работу с дошкольниками.

Предметно- развивающая среда

 Алгоритм взаимодействия всех участников образовательных отношений по развитию связной речи детей, с учетом возможностей социального окружения образовательной организации и комплекса используемых технологий.

План реализации проектов, мастер- классов как   этап совершенствования развития связной речи у дошкольников

Проект: « Мир доисторических животных» 

Видеофильм " Мир доисторических животных"

Презентация "Здоровьесберегающие технологии в коррекционном процессе учителя – логопеда ДОУ"

« Мы красиво говорим, в сказку верим и творим!». Фотоотчет о логопедическом проекте

Презентация "Предметно-развивающая среда логопедического кабинета « В стране красивой речи» 

 Формирование навыков творческой речевой деятельности посредством обучения дошкольников составлению текстов сказочного содержания. 

Мастер- класс для педагогов района" Юные подмастерья"

Картотека педагогических технологий

Находясь на границе соприкосновения педагогики, психологии и медицины, логопедия использует в своей практике, адаптируя к своим потребностям, наиболее эффективные, как традиционные так и нетрадиционные для неё методы и приёмы, помогающие оптимизировать работу учителя - логопеда.Основным критерием «инновационности» технологии - является повышение эффективности образовательного процесса за счёт её применения. В своей коррекционно – образовательной деятельности я использую следующие инновационные технологии:

Технологии логопедического обследования.
Цель логопедического обследования - определение путей и средств коррекционно-развивающей работы и возможностей обучения ребенка на основе выявления у него несформированности или нарушений в речевой сфере.
Задачи обследования:
- выявление объема речевых навыков;
- сопоставление его с возрастными нормами, с уровнем психического развития;
- определение соотношения дефекта и компенсаторного фона речевой активности и других видов психической деятельности;
- анализ взаимодействия между процессом овладения звуковой стороны речи, лексического запаса и грамматического строя;
- определение соотношения импрессивной и экспрессивной речи.
Обследование проводится в несколько этапов:
а) изучение анамнестических данных ребенка (дает объективный материал для выявления причин нарушений, определение педагогической стратегии);
б) изучение речевого и психического уровня развития ребенка;
в) анализ полученных результатов.

Технология коррекции звукопроизношения.
(М.Е. Хватцев, М.Ф. Фомичёва Е.М. Мастюкова, Е.Ф.Архипова )
Исправление различных видов нарушений произношения звуков: их отсутствия, замены, искажения.
Постановка и автоматизация звуков изолированно, в слогах, словах, предложениях. Развитие фонематических процессов: фонематического слуха, дифференцирования звуков близких по акустическим и артикуляторным характеристикам. Развитие речевого слуха.
Технология коррекции звукопроизношения осуществляется в несколько этапов
1. Подготовительный этап:
1)Формирование точных движений органов артикуляции с помощью игровых комплексов артикуляционной гимнастики, уточнение артикуляции правильно произносимых звуков, активизация мышц речевого аппарата с помощью массажа.
2) Формирование направленной воздушной струи с помощью системы дыхательных упражнений.
3) Развитие речевого слуха, фонематических процессов и представлений с помощью фонетических упражнений и авторских логопедических сказок.
2.Этап формирования первичных произносительных умений и навыков. Постановка звука.
3 Этап. Автоматизация звука изолированно, в слогах, словах, предложениях и в самостоятельной речи с помощью вербального и картинного материала, мультимедиа презентаций серии «Путешествие со звуками».
4 Этап. Дифференциация смешиваемых звуков по моторным и акустическим признакам в изолированном положении, в слогах, словах, предложениях и собственной речи с помощью картинных материалов и заданий к ним. Контроль за речью детей.

Технология формирования зрительно - пространственных представлений и навыков правильного употребления предлогов в падежных конструкциях у детей с ОНР.
(А.В. Семенович, Т.Ю. Бардышева Е.Н. Моносова О.Н. Митропольская, О.С.Яцель)
Обучение детей целенаправленному целостному обследованию предметов окружающего мира, их изображений и графических знаков.
Развитие умений сравнивать предметы и их изображения между собой по нескольким признакам. Развитие ориентировки в схеме тела, лица и на плоскости. Развитие понимания и словесного обозначения места расположения объектов по отношении к телу, пространственных отношений между предметами. Активизация навыка составления и употребления предложно-падежных конструкций, знакомство с предлогом, как частью предложения. Формирование умения анализировать предложения с предлогами. Реализация интегрированного подхода к процессу обучения. Развитие у детей зрительно-пространственных представлений в разных видах деятельности.:
Проведение коррекционно-педагогической работы по следующим направлениям :

Формирование собственно-пространственных представлений.
2. Развитие навыков обследования и сравнения предметов, выделяя структурные элементы, моделируя их.
3.Обучение правильному пониманию и употреблению предлогов с помощью «волшебников» (вопросов), введение предлогов в разные речевые конструкции и их наглядное моделирование.
4. Формирование умений составлять предложения с предлогами по демонстрации действий, по предметным и сюжетным картинкам, по предложенным словам и схеме предлога
5.Формирование понимания логико-грамматических конструкций
6.Ориентировка на плоскости, на листе бумаги.

Технология развития лексико-грамматического строя речи и навыков самостоятельного высказывания с использованием ОСМ-ТРИЗ-РТВ.
(Т.А.Сидорчук, Н.Н.Хоменко, Р.И.Лалаева, Т.А. Ткаченко,Л.М. Граб, С. Н. Шаховская )
Развитие речемыслительной деятельности дошкольников, повышение работоспособности и усидчивости в деятельности, требующей речевой активности. Мотивация познавательной деятельности. Развитие коммуникативных умений. Обогащение и активизация словаря, развитие умений правильно употреблять грамматические категории в самостоятельной речи. Развитие навыков словообразования и словоизменения. Обучение составлению загадок , образных характеристик объектов. Предупреждение и устранение аграмматизмов.Формирование навыков построения суждений на заданную тему, развитие диалогической и монологической речи.

Реализация системно-деятельностного подхода к организации коррекционного процесса. Внедрение в обучающий процесс:
- логопедических занятий с элементами опытнической, исследовательской деятельности;
-упражнений и дидактических материалов творческой направленности по разрешению проблемных ситуаций, закреплению употребления грамматических категорий и навыков самостоятельного высказывания;
-показа мультимедийных презентаций для расширения представлений об окружающем мире /по лексическим темам/, обучении постановки вопросов и составления суждений на заданную тему;
Систематизация информации и активизация речемыслительных процессов, самостоятельных речевых высказываний проводится с помощью:
- серии ассоциативных игр, метода «системный оператор», моделирования (мнемотехники),
- решения проблемных ситуаций, метода фокальных объектов, составления загадок по опорным таблицам, работы со сказочным сюжетом.

Технология развития фонематического восприятия через коммуникативно-игровую деятельность.
(Д.Б. Эльконин, З.Е Агранович, Н.И. Дьякова, Т.А. Ткаченко, Н.М. Миронова)
Мотивирование деятельности формирования у дошкольников общей ориентировки в звуковой системе русского языка. Расширение игровых умений и навыков; развитие фонематических представлений, обучение детей ориентации в звуковой структуре слова, различению звуков речи между собой, обучение интонированию, определению порядка следования звуков в слове, установлению различительной роли звука, основных качественных его характеристик, знакомство с понятием «слог». Знакомство с буквами. Формирование звукобуквенного анализа и синтеза, навыков слогового чтения, синтаксического анализа предложений. Реализация технологии осуществляется на логопедических занятиях по формированию правильного звукопроизношения.

Технология проектной деятельности.
(Дьяченко В.Ю., Гузенко О.В., Веракса Н.Е., Веракса А.Н., Фадеева Ю.А., Жилина И.И.)
Проектная деятельность в детском саду реализуется ребенком совместно с педагогом. Цель — работа над проблемой, в результате которой ребенок получает ответы на вопросы. Знания, которые ребёнок получает в ходе работы над проектом, становятся его личным достоянием и прочно закрепляются в уже имеющейся системе знаний об окружающем мире.
Проекты различаются:
• по количеству участников: индивидуальные, парные, групповые, фронтальные;
• по продолжительности: краткосрочные, средней продолжительности, долгосрочные;
• по приоритетному методу: творческие, игровые, исследовательские, информационные;
• по тематике: включают семью ребенка, природу, общество, культурные ценности и другое.
Учебные проекты можно классифицировать следующим образом:
1. «Игровые» - занятия, которые проводятся в группе в форме игры, танцев, увлекательных развлечений.
2. «Экскурсионные» - проекты, целью которых является всестороннее и многогранное изучение окружающего мира и социума.
3. «Повествовательные», посредством которых детишки учатся объяснять свои чувства и эмоции при помощи речи, вокала, письма и т. д.
4. «Конструктивные», направленные на то, чтобы научить ребенка создавать собственным трудом полезные предметы: построить скворечник, посадить цветок и др.

Картотека здоровьесберегающих технологий
Существует много эффективных разновидностей современных здоровьесберегающих технологий
Физкультминутки
Одним из наиболее простых и распространенных видов здоровьесберегающих технологий в ДОУ являются физкультурные минутки. Их еще называют динамичными паузами. Это кратковременные перерывы в интеллектуальной или практической деятельности, во время которых дети выполняют несложные физические упражнения.
Цель таких физкультминуток заключается в:
• смене вида деятельности;
• предупреждении утомляемости;
• снятии мышечного, нервного и мозгового напряжения;
• активизации кровообращения;
• активизации мышления;
• повышении интереса детей к ходу занятия;
• создании положительного эмоционального фона.
Проведение динамичных пауз имеет некоторые особенности. Они предназначены для выполнения в условиях ограниченного пространства (возле парты или стола, в центре комнаты и т.п.). Большинство физкультминуток сопровождаются стихотворным текстом или же выполняются под музыку.
Длятся такие динамичные паузы 1-2 минуты. К выполнению физкультминуток привлекаются все дети. Для этого не требуется спортивная форма или инвентарь. Время для проведения выбирается произвольно в зависимости от степени утомляемости ребят. Физкультминутка может включать отдельные элементы других здоровьесберегающих технологий.

Дыхательная гимнастика
самым популярным видам здоровьесберегающих технологий в ДОУ относится дыхательная гимнастика. Она представляет собой систему дыхательных упражнений, которые входят в комплекс коррекционной работы по укреплению общего здоровья ребенка.
Использование дыхательной гимнастики помогает:
• улучшить работу внутренних органов;
• активизировать мозговое кровообращение, повысить насыщение организма кислородом;
• тренировать дыхательный аппарата;
• осуществлять профилактику заболеваний органов дыхания;
• повысить защитные механизмы организма;
• восстановить душевное равновесие, успокоиться;
• развивать речевое дыхание.
На занятиях по дыхательной гимнастике нужно соблюдать следующие правила. Проводить ее рекомендуется в хорошо проветренной комнате и до приема пищи. Такие занятия должны быть ежедневными и длиться 3-6 минут. Для выполнения дыхательной гимнастики не требуется особая форма одежды, однако надо проследить, чтобы она не стесняла движения ребенка.
В ходе выполнения упражнений нужно особое внимание уделять характеру производимых вдохов и выдохов. Следует учить детей вдыхать через нос (вдохи должны быть короткими и легкими), а выдыхать через рот (выдох долгий). Также дыхательная гимнастика включает упражнения на задержку дыхания. Важно, чтобы у детей при выполнении упражнений на развитие речевого дыхания не напрягались мышцы тела, не двигались плечи.

Пальчиковая гимнастика
Пальчиковая гимнастика — это вид здоровьесберегающих технологий, который применяется не только для развития мелкой моторики рук (что важно для подготовки ребенка к рисованию, лепке и письму), но и для решения проблем с речевым развитием у детей. Помимо этого такая гимнастика способствует развитию:
• осязательных ощущений;
• координации движений пальцев и рук;
• творческих способностей дошкольников.
Пальчиковая гимнастика проводится в форме инсценировки стихотворных текстов с помощью пальцев. Это чуть ли не первая разновидность гимнастики, которую можно выполнять с детьми. В ходе проведения пальчиковой гимнастики дети производят активные и пассивные движения пальцами. Используются такие виды упражнений:
• массаж;
• действия с предметами или материалами;
• пальчиковые игры.
Рекомендуется делать пальчиковую гимнастику ежедневно. В ходе ее выполнения нужно следить, чтобы нагрузка на обе руки была одинаковой. Кроме этого необходимо помнить, что каждый сеанс пальчиковой гимнастики должен оканчиваться расслабляющими упражнениями. Такие занятия можно проводить коллективно, в группах или индивидуально с каждым ребенком.

Гимнастика для глаз
Также к здоровьесберегающим технологиям в ДОУ относится гимнастика для глаз. Она подразумевает проведение системы упражнений, направленных на коррекцию и профилактику нарушений зрения. Гимнастика для глаз необходима для:
• снятия напряжения;
• предупреждения утомления;
• тренировки глазных мышц;
• укрепления глазного аппарата.
Для выполнения такой гимнастики достаточно 2-4 минуты. Главное правило данной гимнастики состоит в том, что двигаться должны только глаза, а голова остается в неподвижном состоянии (кроме случаев, где предусмотрены наклоны головы). Все упражнения нужно делать стоя.
Обычно образец выполнения каждого действия показывает воспитатель, а дети повторяют за ним. Часто такая гимнастика имеет стихотворное сопровождение. Она может включать упражнения с предметами, специальными таблицами или ИКТ.

Психогимнастика
Психогимнастика относится к инновационным здоровьесберегающим технологиям, которые используются в детском саду для развития эмоциональной сферы ребенка, укрепления его психического здоровья. Цель психогимнастики заключается в следующем:
• проведение психофизической разрядки;
• развитие познавательных психических процессов;
• нормализация состояния у детей с неврозами или нервно-психическими расстройствами;
• коррекция отклонений в поведении или характере.
Психогиснастика представляет собой курс из 20 специальных занятий, которые проводятся в игровой форме. Они организовываются два раза в неделю и длятся от 25 до 90 минут. Каждое занятие состоит из четырех этапов, которые предполагают разыгрывание:
• этюдов с использованием мимики и пантомимы;
• этюдов на изображение эмоций или качеств характера;
• этюдов с психотерапевтической направленностью.
Оканчивается занятие психомышечной тренировкой. В ходе занятия проводится «минутка шалости», когда дети могут выполнять любые действия, которые им захочется.

Ритмопластика
Ритмопластика это инновационный метод работы с детьми, который основан на выполнении ими под музыку специальных пластичных движений, имеющих оздоровительный характер. Цель ритмопластики:
• восполнение «двигательного дефицита»;
• развитие двигательной сферы детей;
• укрепление мышечного корсета;
• совершенствование познавательных процессов;
• формирование эстетических понятий.
Физические упражнения должны выполняться в медленном темпе с широкой амплитудой. Эти занятия нужно проводить дважды в неделю по 30 минут каждое. Рекомендуется заниматься ритмопластикой не раньше, чем через полчаса после приема пищи.

Игротерапия
В ФГОС указывается, что у дошкольников ведущим видом деятельности является игра. Поэтому обязательным видом здоровьесберегающих технологий в ДОУ должна являться игротерапия. Эта технология подразумевает привлечение детей к участию в разнообразных играх, в ходе которых у них будет возможность:
• проявить эмоции, переживания, фантазию;
• самовыразиться;
• снять психоэмоциональное напряжение;
• избавиться от страхов;
• стать увереннее в себе.
Игротерапия считается отличным средством для борьбы с детскими неврозами.

Ароматерапия
Ароматерапия предполагает использование в комнате, где находятся дети специальных предметов с эфирными маслами. Ее можно назвать пассивной методикой воздействия на здоровье дошкольников, поскольку сами дети никаких действий не должны выполнять. Они могут заниматься любым видом деятельности и одновременно с этим вдыхать ароматические пары. Таким образом происходит:
• улучшение самочувствия и настроения детей;
• профилактика простудных заболеваний;
• решение проблем со сном.
Эфирные масла можно наносить на фигурки из глины или необработанного дерева (доза ароматического вещества должна быть минимальна). Также рекомендуется изготовить с родителями специальные ароматические подушки, наполнив их высушенными травами, или индивидуальные аромамедальоны.
Помимо описанных здоровьесберегающих технологий в ДОУ можно использовать и другие их виды:
фитотерапию;
• цветотерапию;
• музыкотерапию;
• витаминотерапию;
• физиотерапию;
• гелиотерапию;
• песочную терапию.

Квест – технология
(Б.Доджа и Т.Марча)
имеет четко поставленную дидактическую задачу, игровой замысел, обязательно имеет руководителя (наставника), четкие правила, и реализуется с целью повышения у детей уровня знаний и умений, в том числе речевых умений.

Квест совмещает в себе элементы мозгового штурма, тренинга, дидактической игры, и соответственно, решает ряд задач, возложенных на вышеперечисленные технологии.

Квест- технология имеет ряд особенностей:

образовательная задача осуществляется через игровую деятельность и носит поисковый характер;

целенаправленно мотивируется речевая, интеллектуальная и эмоциональная активность ребенка.

Роль педагога-наставника в квест-игре организационная, т.е. учитель-логопед определяет образовательные цели квеста, составляет сюжетную линию игры, оценивает процесс деятельности детей и конечный результат, организует поисково-исследовательскую образовательную деятельность.
По типу образовательных задач (классификация Б.Доджа и Т.Марча) квесты могут иметь следующие формы: перевод – создание рассказа по заданной теме; планирование и проектирование – разработка плана или проекта на основе заданных условий; аналитическая задача – поиск и систематизация информации; таинственная история – выводы на основе противоречивых фактов.
Все вышеперечисленные образовательные задачи могут решаться группой или индивидуально; быть как краткосрочными – одно занятие, так и долго­срочными.

Технологии формирования речевого дыхания при различных нарушениях произносительной стороны речи.
(А. Н. Стрельникова)
Развитие дыхания один из первых и очень важных этапов воздействия на детей-логопатов независимо от вида их речевого дефекта. Усиленная, упорядоченная деятельность дыхания, оживляя весь организм, улучшая обмен веществ, вызывая здоровый аппетит и спокойный сон, оказывает всем этим укрепляющее воздействие на детей. Детям с нарушениями речи, а также соматически ослабленным детям требуется обучение правильному типу дыхания с помощью специальных коррекционных физических упражнений. При формировании речевого дыхания у учащихся эффективна методика А. Н. Стрельниковой. Применение данной технологии позволяет детям усвоить правила использования плавности речевого высказывания, детям с дизартрией нормализовать голос, интоннационную выразительность речи в целом, способствует правильному программированию речевого высказывания.

Логоритмика - это система музыкально -двигательных, речедвигательных и музыкально - речевых игр и упражнений, осуществляемых в целях логопедической коррекции.

Мнемотехника – это система приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.

Технология мнемотехники помогает в развитии:

• связной речи;

• ассоциативного мышления;

• зрительной и слуховой памяти;

• зрительного и слухового внимания;

• воображения;

• ускорения процесса автоматизации и дифференциации поставленных звуков.

Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение).

Таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки, ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.

Смехотерапияэто вид психотерапии, помогающий снять блоки, расслабиться, избавиться от стеснительности.

Юмор и смех поднимают настроение, помогают наладить коммуникативные связи, позволяют эффективно противостоять стрессовым ситуациям.

Информационно-коммуникационные технологии обучения – это педагогические технологии, использующие специальные способы, программные и технические средства (кино, аудио- и видеосредства, компьютеры, телекоммуникационные сети) для работы с информацией.

Возможности использования ИКТ в логопедии:

• повышение мотивации к логопедическим занятиям;

• организация объективного контроля развития и деятельности детей;

• расширение сюжетного наполнения традиционной игровой деятельности;

• возможность быстрого создания собственного дидактического материала;

• визуализация акустических компонентов речи;

• расширение спектра невебральных заданий;

• обеспечивают незаметный для ребёнка переход от игровой деятельности к учебной;

• значительные возможности в развитии ВПФ: схематизация, символизация мышления; формирование планирующей функции мышления и речи;

• за счёт повышенного эмоционального тонуса осуществляется более быстрый перевод изучаемого материала в долговременную память.

Чтобы заинтересовать детей, сделать обучение осознанным, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы развития, новые инновационные технологии.

Синквейн является одной из эффективных методик, применяемых в работе с детьми, способствующих формированию речевого развития, как приём технологии развития критического мышления, позволяющий в нескольких словах изложить учебный материал на определённую тему.

Синквейн технологоия – нерифмованное стихотворение. Гармонично вписывается во все этапы непосредственной образовательной деятельности, развивает лексико – грамматический строй речи и связное высказывание, а так же все ВПФ.